КОГОБУ ШИ ОВЗ с.Залазна Омутнинского района
с.Залазна, Омутнинский район, Кировская область
  • Общешкольное родительское собрание "Авторитет семьи и общеобразовательной организации"

    с.Залазна, ул.Октябрьская, д.2

    Цель: Способствовать повышению педагогической культуры родителей, расширение их знаний по вопросам воспитания детей в семье и школе, содействовать сплочению родительского коллектива и коллектива педагогов.
    Дата проведения: 24 март 
    Продолжительность родительского собрания: 40 минут.
    Участники: родители (законные представители) обучающихся КОГОБУ ШИ ОВЗ с.Залазна Омутнинского района.
    Формат проведения: общешкольное собрания. 

    Повестка:
    1) Воспитание ребенка – процесс социальный в самом широком смысле слова. Зам по ВР М.А.Галеева
    2) Типы родительских авторитетов, негативно сказывающихся на воспитании ребенка С.А.Горева
    3) Как нужно растить ребенка и формировать его личность, несколько правил. Т.Г Филатова
    4) Информация для родителей о инфекциях. 
    5) Анкета для родителей
    6) Памятка безопасные весенние каникулы
     

    24 февраля пятница, 10:00
    Общешкольное родительское собрание "Авторитет семьи и общеобразовательной организации".

     Родительское собрания             на тему: «Авторитет семьи и образовательной организации в воспитании детей» (на основе трудов А.С. Макаренко) 
    – Добрый день, уважаемые родители! Сегодня наше родительское собрание мы посвятим родительскому авторитету и взаимодействию семьи и образовательной организации в вопросах воспитания детей. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,
     Родители пример ему. 
    Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,
     Пусть помнит, что с лихвой получит от них всё то, чему их учит. Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе. 
    И за слова: легко толкнуть детей на нехороший путь, 
    Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.
     (Средневековый поэт Себастьян Брандт).
    – В начале собрания предлагаем вам ответить на вопрос: «Каких родителей можно назвать идеальными?» (Родителям предлагается сказать свои ассоциации, сформулировать свою точку зрения или пока мысленно ответить себе на вопрос).
    – Вопрос, действительно, важный и не простой. Но во многом ваши мнения сходятся. Мы работаем в разных сферах, общаемся с разными людьми, но объединяет нас всех одно – это дети. Поэтому во все времена актуальным будет высказывание великого советского педагога Антона Семеновича Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
    Анализируя опыт семейного воспитания можно прийти к выводу, что далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Предлагаем вам познакомиться с теорией ложных и истинных авторитетов великого советского педагога Антона Семеновича Макаренко.
    Воспитание ребенка, по Макаренко, – процесс социальный в самом широком смысле слова. «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». 
    Свою «Книгу для родителей» А.С. Макаренко посвятил семейному воспитанию. Общаясь со множеством детей и подростков в колониях, педагог увидел, что многие ошибки в воспитании совершаются именно в семье.
    Прежде всего, Макаренко взывает к родителям: «Будьте ответственными!». «Если вы родили ребенка, – это значит на много лет вперед вы отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю. Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель».
    Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание.
    2 вопрос А.С. Макаренко выделил типы родительских авторитетов, негативно сказывающихся на воспитании ребенка. Может быть, знакомство с ними поможет понять, каким должен быть авторитет настоящий родителей и педагогов для ребенка! (После каждого описания авторитета следуют вопросы для обсуждения педагога с родителями).
    Авторитет подавления. Это самый страшный вид авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда сердится, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью: не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного отца, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слабые, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни мстящие за подавленное детство.
    Вопросы для обсуждения педагога с родителями: Какое место в сердце ребенка должно занимать чувство страха по отношению к родителям? Как вы считаете, если ребенок «боится» педагога, то это проявление педагогического авторитета? Или педагог должен строить систему уважения к своей профессии другими методами?

    Авторитет расстояния. Есть такие отцы, да и матери, которые серьезно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства. Бывают такие родители: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или даже домработницы.
    Нечего и говорить, что такой авторитет не приносит никакой пользы, и такая семья не может быть названа доброй, дружной семьей.
    Вопросы для обсуждения педагога с родителями: Как часто, вы родители, говорите со своим ребенком «по душам»? Что этому способствует? Что препятствует? Как вы считаете, может ли ваш ребенок доверить свои переживания и чувства о своей семье педагогу?

    Авторитет чванства. Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У каждого гражданина государства есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом родителей, начинают чваниться и дети. Перед товарищами они тоже выступают не иначе, как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа - начальник, мой папа – писатель, мой папа – командир, мой папа – знаменитость. В этой атмосфере высокомерия важный папа уже не может разобрать, куда идут его дети и кого он воспитывает. Встречается такой авторитет и у матерей: какое-нибудь особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт - все это дает им основание для чванства, для отделения от остальных людей и от своих собственных детей.
    Вопросы для обсуждения педагога с родителями: Как вы считаете, как вы, родители, можете способствовать формированию собственной позиции у своего ребенка?  Как вы считаете, в каких вопросах педагог должен учитывать личное мнение ребенка, а в каких вопросах педагог должен действовать, ориентируясь только на свой авторитет?

    Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают, как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что папа человек нетвердый. Родитель наказал ребенка, потом обнаружилось, что ребенок не так виноват, как казалось сначала, но родитель ни за что не отменит своего наказания: раз я сказал, так и должно быть. В каждом движении ребенка родитель видит нарушение порядка и законности и пристает к нему с новыми законами и распоряжениями. Жизнь ребенка, его интересы, его рост проходят мимо такого родителя незаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.
    Вопросы для обсуждения педагога с родителями: Готовы ли вы в какой-то ситуации извиниться перед ребенком, если почувствовали, что поступили несправедливо? Как вы считаете, в случае разногласий педагога и ребенка, как родитель может сыграть роль арбитра и помочь прийти к компромиссу?

    Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребенку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными, они хотят в глазах детей быть непогрешимыми. Но они забывают, что дети - это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребенок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить должна приходить к нему постепенно и довольно медленно, а постоянные разглагольствования родителей, постоянное их зудение и болтливость проходят почти бесследно в их сознании. В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.
    Вопросы для обсуждения педагога с родителями: Каким вы видите будущее своего ребенка? Какую роль в формировании будущего вашего ребенка может сыграть педагог и образовательная организация? 

    Авторитет любви. Это у нас самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает знакомым: «Он страшно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребенок...».
    Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребенок все должен делать из любви к родителям.
    В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С малых лет ребенок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. 
    Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.
    Вопросы для обсуждения педагога с родителями: Легко ли вы, родители, справляетесь с капризами и прихотями своих детей? Может ли чрезмерная любовь педагога к ученикам/воспитанникам навредить детям?

    Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через уступчивость, мягкость, доброту родителей. Они все разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся, всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы все было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.
    Вопросы для обсуждения педагога с родителями: Какие действия и поступки ребенка вы считаете не позволительными в отношении вас, как родителей? Как вы считаете, может ли быть установлена дисциплина на занятиях/уроках у доброго педагога? 

    Авторитет дружбы.  Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети все же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. В этих семьях дети называют родителей Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.
    Вопросы для обсуждения педагога с родителями: Как вы считаете, все же можно или нельзя стать другом/подругой своему ребенку? Как вы считаете, влияет ли авторитет педагога на дружбу детей в классе/группе?

    Авторитет подкупа. Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться, куплю тебе лошадку, будешь слушаться, пойдем в цирк.
    Разумеется, в семье, тоже возможно некоторое поощрение, нечто похожее на премирование, но ни в каком случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям. Можно премировать за хорошую учебу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.

    3 вопрос Вопросы для обсуждения педагога с родителями: Как вы поощряете дома своих детей за выполнение им обязанностей? Как вы считаете, должен ли педагог мотивировать ученика на хорошую учебу только высокими отметками? Или есть другой способ? (предложите варианты).

    Антон Семенович Макаренко подробно объяснял родителям, как нужно растить ребенка и формировать его личность. Вот только несколько его правил.
    Ребенок должен трудиться. 
    «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему», – говорил Макаренко.
    Воспитывать нужно через коллектив.
    «Иначе как ребенок научится жить в социуме?» – спрашивал Макаренко. В коллективе обязательно должны быть командный дух, общие цель, обязанности, дисциплина. По такому принципу были организованы школа, класс, отряд, действовали Пионерская и Комсомольская организации. В коллективе проводился метод самоуправления, и каждый ребенок получал опыт руководства и умение брать ответственность на себя. Семья – это тоже коллектив. 
    Родители – пример во всем.
    «Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение», – часто повторял Антон Макаренко.
    Родителям нетрудно заставить ребенка подчиняться своей воле, труднее заслужить уважение.
    «В правильном семейном коллективе всегда есть полный порядок и необходимое подчинение и послушание. Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение».
    Школа должна воспитывать.
    Макаренко считал, что учитель должен уметь справляться с проблемой недостатка воспитания у ребенка. Он говорил: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нельзя. Школа должна руководить семьей».
    Кстати, Макаренко разделял воспитание и образование. Если к вопросам дисциплины он был строг, то на успеваемость реагировал спокойно: не нужно требовать отличных успехов от тех, кому учеба дается трудно.
    Любовь не должна быть слепа.
    «Здравый смысл – это такая обыкновенная штука, которая есть у каждого человека, а у родителей начинает почему-то исчезать», – говорил Макаренко. Он удивлялся тому, как у успешных руководителей, людей с высшим образованием получается со всеми поддерживать нормальные отношения, кроме собственного сына, почему они не могут разобраться в простых вещах. «Оказывается, единственная причина – любовь к собственному ребенку».
    Детей нужно хвалить, но не подкупать.
    Антон Семенович был против поощрения детей шоколадкой или деньгами за хорошие поступки: «В семье одно премирование должно быть, сказать «Ты поступил правильно»… Как это просто – подкупить ребенка: сделаешь это – получишь премию. Это небольшая опасность, но это приучает к бухгалтерии, расчету. До одиннадцати лет эти «бухгалтеры» себя не проявляют, а когда им будет 18-20 лет, вы увидите неприятные последствия», – предостерегал Макаренко и советовал родителям пореже хвалить детей, чтобы слова с похвалой действовала сильнее.
    Счастливые дети – у счастливых родителей.
    Счастье, по мнению Макаренко, не в материальном достатке и богатстве, а в духовном единении, силы в душе, в честности, «уверенности, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна».
    Надеемся, что совместные усилия семьи и школы, влияние только истинных авторитетов родителей и образовательной организации позволят воспитать наших детей гармонично развитыми и социально ответственными личностями. 
     

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике