Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и детей с особыми образовательными потребностями, инвалидов, у которых возникали затруднения в получении образования в общеобразовательной школе. Они не могли реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми.
Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов свидетельствуют об изменении представления государства и общества о правах всех детей, в том числе с инвалидностью, и постановке практической задачи максимального охвата образованием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ).
В статье 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» указано, что «должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Основная идея инклюзии заключается в том, что не нужно менять ребенка, подгоняя его к какой-то теоретической норме, надо менять условия под индивидуальные особенности ребенка.
Для реализации заявленных целей в школе-интернате с. Залазна Омутнинского района созданы специальные образовательные условия: кадровые, материально-технические, информационные и другие. Остановимся на отдельных направлениях.
Образовательный процесс осуществляют 35 педагогов, из них 11 - специальное (дефектологическое) образование. Прошли курсы повышения квалификации - 32 человека. 28 педагогических работников аттестованы на 1 и высшую квалификационные категории. Педагогический коллектив профессионалов, единомышленников готов к инновациям, реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, демонстрации своего опыта работы в вопросах реализации инклюзивной практики. Наличие специалистов сопровождения (логопеды, психологи, учителя-дефектологи), знающих особенности психофизического развития детей с ОВЗ и владеющих методиками их обучения и воспитания, позволяет использовать данные кадровые ресурсы при взаимодействии с общеобразовательными учреждениями Восточного образовательного округа.
В КОГОБУ ШИ ОВЗ с.Залазна Омутнинского района создаются необходимые материально-технические условия для обучения разных категорий детей с ОВЗ. В рамках участия учреждения в государственной и региональной программах «Доступная среда» планируется создание универсальной безбарьерной среды, что обеспечивает доступ к местам оказания услуг в школе-интернате различным категориям детей с инвалидностью и других обучающихся с ОВЗ, создает открытость учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Оборудован медицинский блок.
Для детей с нарушениями эмоциональной-волевой сферы и поведения функционирует оборудованный кабинет психолога. Использование сенсорной комнаты позволяет результативно осуществлять коррекцию основных и вторичных недостатков эмоциональной сферы детей. Сенсорная комната предназначена для снятия эмоционального напряжения обучающихся с ОВЗ, так как они испытывают повышенные нагрузки во время обучения и нуждаются в создании особых условий, нормализующих их психоэмоциональное состояние. Таким образом, в сенсорной комнате создаются комфортные условия для реабилитации. Также осуществляется в ней психологическая поддержка педагогов и родителей.
Для работы с детьми с нарушениями речи оборудован логопедический кабинет. Использование в работе логопедический тренажеров качественно повышает уровень оказания логопедической помощи детям с системным недоразвитием речи.
Информационно-образовательная среда школы-интерната соответствует современным требованиям к организации учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процесса. Сайт учреждения постоянно обновляется.
Коллектив КОГОБУ ШИ ОВЗ с. Завлазна Омутнинского района имеет более чем полувековой опыт работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, может оказывать методическую помощь педагогам, работающим с детьми с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.
Однако состав группы школьников с ОВЗ в настоящее время меняется. Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями развития, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Выделена новая категория детей с ОВЗ – дети с расстройствами аутистического спектра. На фоне перемещения части наиболее «благополучных» детей с ОВЗ в массовую школу в образовательных организациях для обучающихся с ОВЗ растет доля детей со сложной структурой дефекта.
С 1 сентября 2020 года в КОГОБУ ШИ ОВЗ с. Завлазна Омутнинского района функционирует класс для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Педагоги школы-интерната накапливают опыт работы с данной категорией детей. Для детей определено помещение, где также созданы все специальные образовательные условия, включая создание безопасной среды, оборудование класса необходимой оргтехникой и мультимедийным оборудованием.
Ведущим методом обучения стал метод «от действия к мысли». Это не практико-ориентированное обучение с этапами комбинированного урока, а это обучение в практической деятельности. Это урок-практика. При таком построении обучения все учащиеся вовлекаются в практическую деятельность коллективно, на доступном для каждого уровне. Создается учебная среда, в которой учащийся на основе практических действий приобретает личный опыт.
Школа развивает систему социального партнерства для успешной социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с другими общеобразовательными учреждениями, учреждениями культуры, спорта, медицины, правоохранительными органами и другими службами. Тесное сотрудничество с ФГОУ СПО «Кировский сельскохозяйственный техникум» позволяет обеспечить уровень трудоустройства выпускников школы до 96%. Многолетняя дружба с представителями УФСИН Омутнинского района дает возможность показывать положительный пример спонсорской поддержки и мужского воспитания, развивает осознанное формирование здорового образа жизни у детей.
Педагогический коллектив постоянно стремится к реализации инноваций, развитию учебно-материальной базы, высокому уровню методического обеспечения образовательного процесса, высокому уровню квалификации педагогических и управленческих кадров, эффективной организации образовательного процесса, транслированию опыта обучения детей с ОВЗ, готов делиться этим опытом, оказывать реальную помощь педагогам общеобразовательных школ для грамотной организации инклюзивного образования, предоставлять специально организованные условия для обучения детей с ОВЗ
Специально оборудованные учебные кабинеты
- 3 кабинета начальных классов ( 1 компьютер, 3 ноутбука, проектор, мультимедийная доска, интерактивная панель);
- 6 кабинетов старших классов (1 интерактивная доска, 2 проектора, 35 ноутбуков, 3 интерактивных панели);
- кабинет информатики ( компьютеры - 15 штук);
- кабинет педагога-психолога (1 ноутбук, 1 многофункциональное устройство, оборудование для сенсорной комнаты);
- кабинет учителя-логопеда (1 ноутбук)
Объекты для проведения практических занятий
- кабинет технологии для мальчиков ( 1 токарный станок, станок сверлильный, станок деревообрабатывающий, станок точильный, электролобзик, электродрель, 7 верстаков, 6 наборов для выжигания, 6 наборов столярных инструментов);
- кабинет технологии для девочек (5 швейные машины, стол для раскроя, 1 ноутбук);
- кабинет ОСЖ (холодильник, электрическая плита, кухонное оборудование, чайные, кофейные сервизы, столовые приборы, 1 ноутбук);
- библиотека;
- спортзал
Спортивное оборудование:
- лыжи беговые;
- велотренажер;
- скамья атлетическая;
- стойки для прыжков;
- бревно напольное гимнастическое;
- стенка гимнастическая;
- козел гимнастический;
- конь гимнастический;
- перекладина навесная;
- ботинки лыжные;
- маты, туристические коврики;
- палки гимнастические, обручи, кегли;
- мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья доступен беспрепятственно.
Услуги интерната: для проживания обучающихся используются 3 этаж школьного здания. Всего-16 комнат (7 комнат для девочек и 9 комнат для мальчиков)